|
|
|
|
●
БА-ДЗЮЦУ |
<
НАЗАД В РАЗДЕЛ |
Не меньший интерес представляет
собой также стрельба с лошади (ума-юми). Впервые об этом
виде стрельбы упомянуто в "Нихонги", где говорилось о
ума-юми, практиковавшейся при императрице Когёку (642 -
645). Позднее стрельба с лошади стала называться в
исторических источниках "ябусамэ". Наибольшего расцвета
ябусамэ достигла в период Камакура, когда бадзюцу в
сочетании со стрельбой из лука рассматривались как
обязательные виды искусств для высших рангов самурайства.
Стрельба из лука с лошади также как и кюдо, была не только
обязательным, но и любимым видом состязаний самураев и
проводилась обычно в обществе буси, когда они соединялись в
команды для состязаний по конному спорту.
Как правило, крупные состязания производились на скаковом
кругу в храме Цуруга ока Хатиман, находящемся в г. Камакура
(нынешняя префектура Канагава), или на берегу моря, обычно
во время синтоистских праздников.
В качестве главного распорядителя при ябусамэ выступал
синтоистский священник. Мишень или доспехи воина (в период
Камакура) ставили вертикально около манежа, и стрелок, мчась
на коне по кругу, стрелял по цели три раза с интервалом в
десять секунд.
Ябусамэ продолжает существовать и в настоящее время, но уже
как чисто развлекательное зрелище. По традиции, соревнования
в стрельбе из лука с лошади проводятся 15 - 16 сентября на
территории Камакура.
Наряду с ябусамэ в ряд самурайских военных искусств входило
так называемое ину-о-моно - упражнение по преследованию на
лошади собаки. Ину-о-моно так же, как и ябусамэ, имело своей
целью выработать у самурая способность быстро и метко
стрелять из лука на скаку, управляя в то же время конём, что
было крайне необходимо для буси при сражении в составе
конных соединений. Ину-о-моно, в отличие от стрельбы по
мишени, имело своей сущностью поражение движущейся цели. Во
время движения на коне по манежу всадник должен был попасть
тренировочной стрелой с деревянным наконечником в собаку,
которая выпускалась на участке для стрельбы.
Особенно большого развития ину-о-моно достигло в период
Муромати (1333 - 1573), когда стрельба из лука в сочетании с
верховой ездой (кюба) считалась наиболее необходимой для
буси высших рангов.
Воины тренировались также в верховой езде во время
традиционного отлова диких лошадей, который проводился в
середине пятого месяца каждый год в день обезьяны (12-й день
по циклическому отсчёту) обычно при участии священников
синто. Такие отловы устраивались в средневековье на равнине
Канто по приказу даймё и имели своей целью наряду с
пополнением конюшен новыми боевыми лошадьми выявление
лучшего всадника (или группы всадников) дружины князя и
тренировку в бадзюцу. Погоня за дикими лошадьми
осуществлялась в полном снаряжении: в шлемах, доспехах, с
боевыми знамёнами (набори).
Позднее этот обычай превратился в синтоистский праздник и
получил название "намаон" - полевые манёвры конницы.
Назначение праздника - вдохновить юношество и взрослых буси,
привить им храбрость и мужество. Основной частью являлись
скачки и борьба двух групп всадников за захват знамени.
Перед состязанием соревнующиеся пили холодное сакэ или воду
- мидзусакадзуки так же, как это делали самураи перед
настоящим боем при расставании (возможно, вечно) с родными. |
|
<
НАЗАД В РАЗДЕЛ |
|
|
|