|
|
|
|
●
КЮ ДО |
<
НАЗАД В РАЗДЕЛ |
Несколько иным по сущности, но
всё же близким к кэндо в плане психической подготовки
предстаёт перед нами искусство стрельбы из лука - кюдо, или
кюдзюцу (путь лука).
Кюдо было широко распространено в среде японского
дворянства, так как луки и стрелы в средневековье являлись
наряду с мечом одним из ведущих видов вооружения буси,
предназначаясь для ведения дальнего боя. Лук и стрелы, как и
меч, считались у самураев священным оружием, а фраза "юмия-но
мити" - "путь лука и стрел" была синонимичной выражению
"путь самурая" (бусидо). Истоки искусства стрельбы из лука
уходят своими корнями в глубокую древность. Уже в анналах "Кодзики"
(712г.) и "Нихонги" (720г.) имеются упоминания о мастерах
стрельбы из лука.
Важное место занимали лук им стрелы в синтоистском культе.
При закладке синтоистских храмов, а позднее во время
храмовых праздников синто, когда производились традиционные
соревнования по борьбе сумо, приуроченные к этим событиям,
на борцовскую арену выносились лук и стрела. Борцы исполняли
с луком ритуальные танцы, после чего боковые судьи
прикрепляли это оружие к столбам, на которых держалась крыша
арены.
О связи с синто также свидетельствуют стрельбы из лука на
территориях синтоистских храмов в присутствии синтоистского
духовенства и наличие таких атрибутов, как хамия и хамаюми -
священных лука и стрелы, имеющих своим назначением изгонять
злых духов. Обычно эти предметы культа освящались жрецами
синто.
Однако не только синтоистские священники пользовались луком
и стрелами. Буддийские жрецы также практиковали стрельбу из
лука при своих храмах для привлечения к ним народных масс.
Одним из наиболее известных храмов, в котором обычно
проходили тренировки в искусстве стрельбы из лука, был
буддийский храм Сандзю-сангэндо ("33 отсека") в Киото,
который имел длинную крытую галерею, прекрасно подходящую
для стрельб. По традиции стрельбы из лука в этом храме
проводились в начале нового года.
Стрельбе из лука самураи придавали большое значение и
посвящали тренировкам кюдо много времени, так как роль лука
в феодальных войнах была очень велика.
Так же как и кэндо, искусство стрельбы из лука было
пропитано мистицизмом, что делает кюдо своеобразным и не
похожим на стрельбу из лука в Европе видом военного
мастерства. Кюдо, по высказываниям его толкователей, даётся
человеку только после длительной учёбы и подготовки, в то
время как индивидууму, не понявшему его сути, оно вообще
будет недоступно.
Многое в кюдо, по японским понятиям, выходило за рамки
человеческого разума и не было доступно пониманию.
Считалось, что стрелку в этом полумистическом искусстве
принадлежала лишь второстепенная роль, роль посредника и
исполнителя "идеи", при которой выстрел осуществлялся в
некоторой степени без его участия. Действия стрелка здесь
имеют двуединый характер: он стреляет и попадает в цель как
бы сам, но, с другой стороны, это обусловлено не его волей и
желанием, а влиянием сверхъестественных сил. Стреляет "оно",
т.е. "дух" или сам "Будда". Самурай не должен был думать в
процессе стрельбы ни о цели, ни о попадании в неё - только
"оно" хочет стрелять, "оно" стреляет, и "оно" попадает,
говорили идеологи кюдо. В луке и стрелах стреляющий мог
видеть лишь "путь и средства" для того, чтобы стать
причастным к "великому учению" стрельбы из лука. В
соответствии с этим кюдо рассматривалось не как
"техническое", а как абсолютно "духовное" действо. В этом
тезисе и заложено глубокое религиозное содержание стрельбы,
являющейся одновременно искусством метода дзен-буддизма.
Цель стрельбы из лука - "соединение с божеством", при
котором человек становился "действенным Буддой".
Во время выстрела воин должен был обладать совершенным
спокойствием, достигавшимся посредством медитации. "Всё
приходит после достижения полного спокойствия", - говорили
японские мастера стрельбы из лука. В дзеновском смысле это
значило, что стреляющий погружал себя в беспредметный,
несуществующий мир, стремясь к сатори. Просветление, по
японским представлениям, означало здесь одновременно "бытие
в небытии", или положительное небытие". Только уйдя в
состояние "вне себя", при котором самурай отказывался от
всех мыслей и желаний, производилась "связь с небытием", из
которого стрелок "возвращался обратно в бытие" лишь после
отлёта стрелы к цели. Таким образом, единственным средством,
ведущим к просветлению, являлись в данном случае лук и
стрела, что делало бесполезным, по толкованиям идеологов
кюдо, в данном случае всякие усилия человека в работе над
самим собой без этих двух элементов.
В начальной стадии сосредоточения стрелок концентрировал
внимание на дыхании, имевшем в кюдо большее значение, чем в
других видах военных искусств, затем оно регулировалось уже
скорее бессознательно. Принцип постановки дыхания в кюдо был
таким же, как и в кэндо, сумо и других видах борьбы с
оружием или без него. Для того чтобы уравновесить дыхание,
воин, сидя со скрещенными ногами, принимал положение, при
котором верхняя часть туловища держалась прямо и
расслабленно, как во время медитации дзен.
После предварительной подготовки начиналась собственно
стрельба. Если она производилась по классическому
церемониалу (дзярай или сярэй), который сохранился почти в
неизменном состоянии со времён средневековья и до наших
дней, то самурай был одет в древнеяпонскую одежду так же,
как и его оруженосцы, находившиеся по обе стороны от него.
Стрельба имела четыре стадии:
приветствие;
подготовка к прицеливанию;
прицеливание;
пуск стрелы.
Стрельба могла производиться из положения стоя, с колена и
верхом на коне.
Получив от оруженосца стрелу и лук, буси вставал со своего
места и, преисполненный собственного достоинства, принимал
положение для стрельбы на исходном рубеже. Благодаря
спокойному дыханию самурай достигал состояния додзукури -
спокойствия духа и тела, после чего приготавливался к
выстрелу (югумаэ).
Стрелок поворачивался левым плечом к цели, держа лук в левой
руке. Ноги он расставлял на расстояние, равное длине стрелы
(асибуми), стрелу клал на тетиву и удерживал её пальцами, а
сам тем временем, полностью расслабив мускулы рук и груди,
поднимал лук над головой (ути-окоси), для того чтобы
натянуть его в этом положении (хикитори). Дыхание в этот
момент производилось не полной грудью, а животом, что
позволяло пребывать грудной мускулатуре и рукам в
расслабленном состоянии. После момента, предшествующего
непосредственному пуску стрелы (кай), производился выстрел (ханарэ).
В это время физические и психические силы самурая были
сконцентрированы, по японским понятиям на "великой цели" (дзансин),
т.е. на стремлении соединиться с божеством, но ни в коем
случае не на мишени и желании попасть в цель. Произведя
выстрел, стрелок опускал лук и возвращался на своё место. |
|
<
НАЗАД В РАЗДЕЛ |
|
|
|