|
|
|
|
●
КОГУСОКУ |
<
НАЗАД В РАЗДЕЛ |
Начиная с середины XVI века
японское искусство рукопашного боя без оружия претерпевает
революционные изменения. Это было предопределено многими
факторами. Нововведения были связаны в основном с появлением
огнестрельного оружия и ликвидацией всяких гарантий
"непробиваемости" панциря. Изменился также общий характер
ведения боевых действий. Сражение этого периода - уже не
грандиозный турнир, а столкновение армий, где роль
индивидуального воина отходит на второй план перед
коллективными действиями. Здесь никто не откликается на
вызов на поединок, стальная конная масса попросту давит
воина-одиночку, а стена копейщиков во мгновение ока
превращает его в решето. Нападения сзади, вдесятером на
одного становятся обычным делом. По сравнению с предыдущим
периодом резко возросла численность армий, которые теперь
комплектуются не только из благородных буси, но и из
простолюдинов. Рост количества воинов в сочетании с новой
маневренной тактикой ведут к изменению защитного вооружения,
которое должно стать легче и дешевле. И в XVI в., во времена
правления Тоётоми Хидэёси появились облегчённые модели
доспехов конструкции знаменитого мастера Мацунага Хисасигэ.
В новом варианте панцирь приобрёл вид чешуи, состоявшей из
тонких железных пластин. Такой доспех назывался гусоку. Его
уменьшенная разновидность, состоявшая только из
набедренника, наголенников и латных нарукавников, назывались
"малый доспех" - когусоку, и служила для экипировки полчищ
рядовых солдат-пехотинцев асикагу ("лёгконогие").
В результате всех этих перемен складывается новая система
рукопашного боя в облегченном доспехе когусоку, известная
под названиями когусоку и коси-но мавари ("окружающее
поясницу") и довольно близкая к настоящему дзю-дзюцу. По
сравнению с ёрои-кумиути арсенал когусоку был гораздо шире.
Здесь и знакомые нам по дзю-до и айкидо броски через бедро,
спину, плечо; оригинальные перевороты противника вниз
головой с последующим опусканием черепом на мостовую;
разнообразные подсечки; болевые приёмы на локоть и колено,
шейные позвонки. В когусоку уже довольно широко применялись
удары, рассчитанные на поражение не прикрытых доспехом
частей тела - почек (круговой удар кулаком в обход
туловища), паха (удар типа "апперкот" под "юбку" доспеха),
колена (удар ребром стопы) и т.п. Изобретение когусоку
приписывается Такэноути Хисамори, который был силен духом,
но мал ростом и слаб телом, а потому мечтал научиться
побеждать более сильных и рослых противников за счет
ловкости и техники.
В июне 1532 г., как гласит легенда, Такэноути явился во сне
горный монах-отшельник и продемонстрировал пять способов
захвата и удержания врага с помощью болевых приёмов. Тот же
монах объяснил спящему самураю преимущества лёгкого
вооружения перед тяжёлым в плане подвижности и
манёвренности. С достопамятной ночи и ведёт своё
происхождение ныне здравствующая школа дзю-дзюцу -
Такэноути-рю.
Вообще японские системы рукопашного боя в течении веков не
раз меняли названия и фигурировали в исторических памятниках
и документах как явара, ва-дзюцу, тайдзюцу, тотирэ, коси-но
мавари, хакуда, сюбаку, кумиути и пр.
Когусоку в тот период не вытеснило ёрои-кумиути, поскольку
самураи высших рангов по-прежнему носили тяжелые доспехи,
способные защитить даже от мушкетной пули. В результате
многие школы бу-дзюцу ввели в свою программу оба этих вида
рукопашного боя. Примером такой системы является известная
школа Ягю Синган-рю, где четко разграничивается уровень
асигару - когусоку, и уровень буси - ёрои-кумиути, а кроме
того имеется еще и дзю-дзюцу - то есть искусство ведения боя
без оружия (или с малыми подручными видами оружия) и без
доспехов, но это уже следующий этап эволюции японской
борьбы. |
|
<
НАЗАД В РАЗДЕЛ |
|
|
|