Мы изучаем предания о людях прошлого, чтобы довериться их мудрости и не быть корыстолюбивыми.

 
   
ссылки    каталоги    wallpapers    screensavers    обмен баннерами

 
 

     
 МЕНЮ САЙТА
:. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОСЛОВИЯ
:. ИДЕОЛОГИЯ
:. ПОДГОТОВКА БУСИ
:. ВОИНСКИЕ ИСКУССТВА БУ-ДЗЮЦУ
:. ШКОЛЫ БУ-ДЗЮЦУ
:. ШКОЛЫ ПРИКЛАДНЫХ ИСКУССТВ
:. ВООРУЖЕНИЕ САМУРАЕВ
:. ДРЕВНИЕ ТРАКТАТЫ
:. РАЗНОЕ
     
 
 
КОПЬЁ САМУРАЯ
< НАЗАД В РАЗДЕЛ
Техника работы копьем в Японии была столь же развита, как и в Китае, хотя базировалась на совсем других принципах. Классическое японское копье не гнется, имеет достаточно мощное и тяжелое древко, с обязательно окованным дальним концом и достаточно длинным, ножевидным лезвием, которое, как и все виды древкового оружия в Японии, в походе всегда носилось в своеобразном чехле, больше напоминающем ножны. Несколько ниже лезвия могла крепиться металлическая перекладина, используемая для парирования ударов и отвода копий противника. Участок древка, непосредственно прилегающий к лезвию, тоже может быть окован железом или иметь мощную обмотку. Этой частью копья можно было парировать самурайский меч. Конечно, речь идет не о прямом блоке, а об ударах по спинке или боковой поверхности клинка.
Любопытно, что в качестве древкового оружия № 1 копье стало фигурировать в Японии достаточно поздно, с XV века. До того основным древковым оружием там была нагината с длинным лезвием.

Самые ранние виды японских копий назывались хоко и имели ромбовидный наконечник длиной 25 см, который мог снабжаться дополнительным крюком, загнутым вниз. Одновременно с этим видом копий существовало "ручное копье" (яп. тэ боко), представляющее собой длинное прямое обоюдоострое лезвие на примерно тридцатисантиметровой рукояти. Таким копьем в ближнем бою можно было и колоть (причем не только по прямой, но и сверху вниз и снизу вверх), и рубить. В период Камакура (XII - XIII вв.) копье приобрело уже свою нормальную длину, являясь единственным японским оружием, имеющим обоюдоострую заточку. Таких копий было очень много. С этого времени их стали называть термином "яри".

Длина стандартного японского копья 180-240 см, из которых от 15 до 90 приходится на лезвие. В отличие от нагинаты, древко имеет круглое, а не овальное, сечение. Наконечник имеет по всей длине одинаковую ширину и, как мы уже говорили, двухстороннюю заточку. Заканчивается он кинжало образным острием. Некоторые типы копий, используемые, в основном, не столько самураями, сколько их слугами, могли иметь одностороннюю заточку (яп. кикути яри) или лезвие, напоминающее вытянутый равнобедренный треугольник (яп. тэ яри). Длина их была, соответственно, 1,8 и 2,1 м.

Копье с более длинным, почти мечевидным наконечником называлось су яри (со яри) и очень широко использовалось, особенно в течение XV в. Столь же было известно катакама яри, снабженное массивным крюкообразным лезвием, загибающимся вверх. Катакама яри - любимое оружие самураев высокого ранга. Особенно известным и умелым в обращении с ним был генерал Като Киемаса, сподвижник Тоётоми Хидэёси и активный участник японо-корейской войны 1592-1598 гг., во время которой он перебил этим оружием немало тигров. На гравюре он красиво пригвождает зверя к земле, зажав его шею между двумя остриями копья. Боковым острием этого оружия можно очень удобно захватить копье противника во время сшибки или, сделав вид, что собираешься колоть основным острием, внезапно повести оружие совсем под другим углом и нанести удар им. При вращении копья очень сложно определить направление удара вторым лезвием. Обычно же всадник держит это копье лезвием вниз, чтобы им можно было выполнять подхватывающие и распарывающие движения. Вариант копья с крюко образным лезвием, загнутым вниз - кама яри ("копье с серповидным крюком) был менее употребителен и встречается скорее в нескольких школах ниндзя, использовавших такое оружие в качестве боевого багра или серпа на длинной рукоятке. Кама яри могло иметь и два крюка. Копья с двумя боковыми остриями, направленными вверх - магари яри, несколько походит на трезубец с сильно выступающим центральным зубом, но большой популярностью оно не пользовалось. Катакама яри считалось более многофункциональным оружием. Да и вообще, учитывая конструкцию японского пластинчатого доспеха, который можно было прорубить, но очень сложно было проткнуть, многозубцы были малофункциональны, из-за рассредоточения силы на три острия и снижения из-за этого проникающей способности оружия. Поэтому гораздо более известно и популярно было дзюмондзи яри, имеющее лезвие в виде симметричного или асимметричного креста, заточенного по всей кромке. Перекладина могла располагаться почти горизонтально, образуя плоскую вогнутую дугу. Эта форма копья очень красива и является очень характерным запоминающимся типом японского копья. Эти копья наделялись сверх естественной силой, способной, например, охранить дом от враждебного воздействия. Среди праздников японской религии синто есть даже праздник копий - яри-мацури, в программу которого входят и показательные выступления с этим оружием. Миниатюрные копья раздавались в синтоистских храмах в качестве амулетов, причем человек мог взять такое копье на год с условием вернуть два. Многие синтоистские служители хорошо владели яри, и термин "осе" может обозначать и мастер копья, и синтоистского священника. Против этого оружия защищался в свое время и Миямото Мусаси, когда посетил храм Ходзоин, школа владения копьем монахов которого существует до сих пор. В схватке с настоятелем Мусаси дважды победил его своим коротким деревянным мечом, после чего надолго остался в монастыре, наслаждаясь беседами с настоятелем и изучая приемы боя яри.

Встречаются и копья с наконечниками в виде букв "L" и "Т", копье с иглообразным лезвием и множеством когтей, и копье с широким лезвием, напоминающим древне корейское копье-секиру, которым можно легко колоть, рубить, цеплять противника обратным движением. Японские охотники на медведя любили куда яри ("копье с трубкой"). Вдоль древка этого копья могла свободно перемещаться короткая, размером сантиметров в 10, трубка с круглой гардой для защиты руки. Одна рука, прикрытая гардой, держала копье за нее, а вторая работала на выпускающих ударах, двигая копье взад-вперед через трубку. Специальное копье для соревнований - сиай яри, имело на конце своеобразную подушечку, обтянутую кожей.

Техника боя на яри серьезно отличается от работы китайским гибким копьем. Тычки там, конечно, тоже есть, но значительно меньше выпускающих ударов, заводов копья за спину или хлопающих ударов оземь. Зато много широких кругов и восьмерок, с которых наносятся горизонтальные режущие удары. Тычку очень часто предшествует прорезающий удар на себя - два движения как бы сливаются в одно. Копье очень часто перехватывается. Правая рука как бы держит его за середину и вращает, а левая подхватывает то тут, то там. Вторым концом копья, окованным железом и имеющим коническое навершие, дерутся так же часто, как и острием, используя его то для тычковых ударов в ближнем бою, то для отшибающих ударов по ногам противника. На тычках острием копья стараются попасть между рук противника, если они держат меч, ибо большинство техник работы копьем рассчитано на противника, вооруженного мечом. Копьем можно и, поддев ногу противника, вывести его из равновесия; и вращать его над головой за самый кончик, разгоняя толпу; и использовать его как рычаг в ближнем бою, чтобы провести бросок противника. Кончиком копья описываются обычно не круги и восьмерки, как в Китае, а спирали.

Семейные школы боя на копьях существовали в Японии еще в начале XX века. Морихэй Уэсиба, создатель айкидо, прекрасно владел не только посохом, шестом и мечом, но и копьем. Однако, в отличие от боя на шестах, мечах и нагинатах, бой на копьях никогда не модернизировался в сторону упрощения и оспортивления, и если бо-дзюцу или нагината-дзюцу достаточно широко практикуют в Японии как спорт, о со-дзюцу ("искусство боя на копьях") этого сказать нельзя, и единственный, кто развивает и достаточно широко практикует технику боя на копьях - это нынешний патриарх школы Токакурэ-рю ниндзюцу Массаки Хацуми.

Кроме классических яри в Японии были известны и длинные противо кавалерийские пики длиной 3,3 и более метра. Часто это был просто бамбуковый кол, с которым крестьяне окрестных сел гонялись после битвы за тяжелоранеными воинами, чтобы их добить и ограбить. Знали в Японии и дротик (нагэ яри), и очень короткое ручное копье - ути нэ с длиной древка 0,3 м. Его наконечник обычно имел 3-4 острия. Его можно было использовать как дротик, но в основном им не кидались, а применяли для разнообразных отводов, обводов, обкруток и коротких тычков. Распространено ути нэ было мало и являлось скорее унитарным оружием специализировавшихся на нем профессионалов.

В Японии, как и в Китае, было известно и складное, телескопическое копье, изготовленное из бамбуковых звеньев или металлических трубок, вставленных одна в другую, как в удочке. В сдвинутом состоянии это было короткое копье длиной не более, чем в руку, но в критической ситуации оно раздвигалось сперва в копье до плеча, удобное при работе в стесненных условиях, будь то лес или внутренние помещения дома, а затем - и в копье стандартной длины.

К.В.Асмолов. История холодного оружия: Восток и Запад
 
< НАЗАД В РАЗДЕЛ
 
 
   

   
 
 

 

... в  о  и  с  т  и  н  у,     ж  и  з  н  ь    ч  е  л  о в  е  к  а     д  л  и  т  с  я     о д н о     м  г  н  о  в  е  н  и  е ...

 
     

Использовались материалы с http://aikidoka.ru , http://senkai.ru

д и з а й н,   р а з р а б о т к а   и   п о д д е р ж к а   с а й т а  -  t u n g u s

 
 

2005 © samurai

   
         
 
             
 
Сайт создан в системе uCoz