|
|
|
|
●
МИЗДОКУ БУ-ДЗЮЦУ |
<
НАЗАД В РАЗДЕЛ |
Под мидзоку-бу-дзюцу понимаются
те формы воинского искусства, которые существовали до
появления первых школ боевых искусств, т.е. с древнейших
времен до рубежа XIII-XIV веков.
Мидзоку-бу-дзюцу представляли собой начальный этап развития
военного искусства. Тактика ведения боевых действий и приемы
единоборства еще пребывали в зачаточном состоянии. Они были
слабо систематизированы и лишь проходили отбор и шлифовку.
Поэтому до конца XIII века окончательно сложился только один
вид будзюцу - сумо (борьба без оружия и одежды). Кроме сумо
относительно высокого уровня развития достигли стрельба из
лука с коня (кися) и борьба в доспехах (кумиути, ёрои-гуми).
Остальные боевые искусства, по сравнению с последующим
периодом, были крайне примитивны.
Говоря о воинском искусстве этого периода стоит упомянуть
еще кэмбу - ритуальные танцы с мечами. Кэмбу были тесно
связаны с культом меча в японской национальной религии
синто. Возможно, что помимо чисто ритуальных функций, они
служили и для обучения воинов фехтованию на мечах. Во всяком
случае позже танцы-кэмбу были канонизированы в ряде
самостоятельных школ, а также в некоторых школах фехтования
на мечах кэн-дзюцу.
При всей недоразвитости воинских искусств недооценивать
значение этого периода в истории японской воинской традиции
нельзя.
Во-первых, в это время был заложен теоретический фундамент
будущих классических бу-дзюцу. Это было связано, прежде
всего, с активным заимствованием достижений военной мысли
древнего Китая. Речь идет об импорте выдающихся военных
трактатов - "Сунь-цзы", "У-цзы", "Лю тао", "Сыма фа", "Сань
люэ", "Вэй ляо-цзы", "Ли Вэй-гун вэньдуй" и других. Начиная
с VIII века они служили надежным подспорьем для японских
военачальников, и, по сути дела, все последующее развитие
будзюцу отталкивалось от идей китайских классиков. Во всех
без исключения классических бу-дзюцу мы находим различные
интерпретации гениальных мыслей Сунь-цзы об изменениях, о
полноте и пустоте, о мощи.
Во-вторых, именно в эти дни сложилось военное сословие
самураев, которое в дальнейшем превратилось в основного
носителя воинской традиции в стране Восходящего солнца и
стало питательной средой для совершенствования бу-дзюцу.
В-третьих, войны с айнами, сражения между самурайскими
дружинами, столкновения с монголами послужили естественным
отбором, благодаря которому удалось выявить наиболее
эффективные методы ведения войны - от стратегии и тактики
крупномасштабных сражений до рукопашного поединка. |
|
<
НАЗАД В РАЗДЕЛ |
|
|
|