|
|
|
|
●
СИН БУ-ДЗЮЦУ |
<
НАЗАД В РАЗДЕЛ |
Несмотря на изменения в
правилах и частичные нововведения, суть борьбы осталась
прежней: ей было также свойственно стремление к гармонии,
развитию физических и духовных способностей, призванных
служить как победе над противником, так и для морального
воспитания личности, которое должно было влиять на образ
жизни человека.
В 1868 году Япония вышла на новый виток своего развития. В
результате буржуазной революции Мэйдзи-исин рухнуло
трёхсотлетнее правление сёгунов Токугава, завершилась эра
властвования самурайского сословия. Указ 1871 года объявил о
роспуске самурайских дружин и отмене их сословных
привилегий. Япония открылась для западного мира и развернула
процесс модернизации, направленный на сокращение отставания,
прежде всего технологического, от Запада.
В результате бу-дзюцу оказались в чрезвычайно сложном
положении.
Во-первых, с исчезновением самурайского сословия они
утратили свою социальную базу. В период Мэйдзи дзю-дзюцу
перестала быть борьбой рыцарской прослойки и получила
широкое распространение среди народа, оставаясь, однако,
одной из главных дисциплин в вооружённых силах императорской
армии в послереформенной Японии. В это время каждый солдат,
матрос и полицейский должен был обучаться дзю-дзюцу.
Во-вторых, техническое перевооружение и реформа армии на
западный манер сделали многие бу-дзюцу совершенно ненужными
пережитками, которые в то время не воспринимались даже как
музейные экспонаты.
Возникла необходимость коренной реформы бу-дзюцу, которая
позволила хотя бы некоторым из них продолжить своё
существование. И выход был найден. Во второй половине XIX
века (1866г.) Кано Дзигоро основал новую школу борьбы,
которая получила название "дзю-до".
В то же время был создан институт дзю-до Кодокан. Поначалу
его школа была воспринята лишь как еще одна школа дзю-дзюцу,
однако вскоре выяснилось, что его система имела целый ряд
принципиальных отличий от старых школ.
Борьба основывалась на принципах дзю-дзюцу, однако исключала
многие приёмы, опасные для жизни. На первое место Кано
Дзигоро ставил сообразительность и ум, а не грубую
физическую силу. Тактика борьбы дзюдо так же, как и
дзю-дзюцу, не требовала наступления, она воспитывала умение
выжидать, терпеливо наблюдать, идти на уступки, поддаваться
противнику, используя в конце концов его намерения и силу по
смыслу так: "победа уступкой".
Заменив слово "дзюцу" на слово "до" - "путь" - Кано
отказался от прежней установки на практическую прикладную
ценность и заявил о том, что во главу угла должно быть
поставлено духовно-нравственное воспитание, внутреннее
совершенствование, достижение этического идеала. Несмотря на
изменения в правилах и частичные нововведения, суть борьбы
осталась прежней: ей было также свойственно стремление к
гармонии, развитию физических и духовных способностей,
призванных служить как победе над противником, так и для
морального воспитания личности, которое должно было влиять
на образ жизни человека.
В противоположность диким крикам, раздающимся на площадке
для кэндо, в зале дзю-до, называемом додзё - "зал для
размышлений" обычно преобладает тишина. Борьба должна
проходить без внешних знаков возбуждения участников и
зрителей, причём наблюдающим за схваткой строго запрещается
зевать во время её, так как поединок дзюдо отождествляется
нередко, по японским воззрениям, с беседой. Психическая
дисциплина и молчание в первую очередь необходимы борцу для
концентрации внимания, и побеждает в дзюдо, как правило тот,
кто обладает совершенным телесным и "духовным" равновесием.
Конец XIX - начало XX вв. помимо возникновения будо
характеризовался еще и появлением целого ряда новых для
Японии воинских искусств. Речь идет, о дзюкэн-дзюцу
(штыковой бой), тосю-какато (военная система рукопашного
боя, созданная Тиба Сансю), тайхо-дзюцу (полицейская система
задержания преступников), кэйбо-сохо (техника боя
полицейской дубинкой) и т.д. |
|
<
НАЗАД В РАЗДЕЛ |
|
|
|