|
|
|
|
●
СО ДЗЮЦУ |
<
НАЗАД В РАЗДЕЛ |
В качестве одного из основных
элементов военных искусств буси рассматривалось со-дзюцу -
умение владеть копьём (яри). Со-дзюцу было обязательным как
для самураев высшего ранга, воевавших в составе кавалерии
даймё, так и для рядовых воинов-пехотинцев.
Копья прямые, колющего типа, с односторонней заточкой, и
обоюдоострые, и саблеобразные (нагината, или хоко) и т.д.
являлись незаменимым оружием феодальных междоусобиц. Их
применяли при одиночных схватках, во время рукопашного боя
отдельных отрядов и целых армий феодалов, для влезания на
стены укреплений и замков противника (пики с крючьями), при
абордажных операциях на море.
Со-дзюцу преподавалось также в клановых школах феодалов.
Амуниция для борьбы на копьях несколько напоминала
снаряжение кэндоистов, в частности маской для защиты лица.
Суть занятий сводилась к умению поразить противника в
уязвимые места тренировочным копьём, имевшим на конце вместо
острия мягкий шарик из материи.
Кроме кэндо, в самурайских искусствах особо выделялось
фехтование на алебардах. Двухметровой алебардой
пользовались, как правило, в битве пешие самураи. Нагината
наряду с кинжалом считалось в феодальное время также
единственным холодным оружием женщин сословия воинов,
которое они применяли в случае опасности, защищая себя,
детей, дом и имущество при нападении врага. Поэтому каждая
дочь самурая, выходя замуж, получала в виде своеобразного
приданого набор алебард. Специальный курс фехтования на
алебардах дочери самурая проходили ещё до наступления
совершеннолетия. Требования к девушкам во время тренировок в
фехтовании на алебардах были так же жёстки, как и при
фехтовании на мечах у мальчиков. Однако, хотя упражнения с
двухметровой нагината были не очень простыми и лёгкими, всё
же они не требовали такой подготовки, искусства в обращении
и физической силы, как занятия с мечом и луком. Основным в
фехтовании на нагината было научить фехтовальщицу поражать
противника в незащищённые доспехами участки тела - шею или
ноги. Часто главный удар алебардой направлялся так, чтобы
перерубить сухожилие около пятки и лишить тем самым
нападающего противника способности наступать и свободно
передвигаться.
Жёны самураев достигали иногда большого мастерства во
владении этим видом оружия, принимая участие даже в
сражениях.
Во время сацумского восстания 1877г. например, в военных
действиях против правительственных войск микадо воевали
наряду с восставшими самураями также и женщины, вооружённые
алебардами.
Фехтование на алебардах имело не только чисто практическое,
военное значение. Эти упражнения содействовали физическому
развитию женщин сословия воинов, живших в праздности в силу
своего социального положения.
В после реформенное время
фехтование на нагината стало доступно всем слоям общества. В
некоторых народных и средних школах Японии фехтование на
алебардах было принято учебным планом как обязательное.
Так же как и другие виды воинских искусств, этот вид борьбы
признавался самураями в первую очередь занятием, служащим
для формирования духовных способностей личности, и только во
вторую очередь - упражнением, укрепляющим мускулатуру тела,
развивавшим физическую силу. |
|
<
НАЗАД В РАЗДЕЛ |
|
|
|