|
|
|
|
●
ДЗЮ ДЗЮЦУ / ДЗЮДО |
<
НАЗАД В РАЗДЕЛ |
Характерной чертой будзютсу
Японии несомненно являются документальные свидетельства ,
сохранившиеся с древнейших времён. Так известно, что
прообраз дзю дзюцу в древности называли Тикара-курабэ и
сумаи.Считается , что в те времена не существовало стройной
системы боевого искусства а сама борьба была примитивный.
Вот как описывается Тикара - курабэ в "Нихонги" ("Анналах
Японии"):
"... Номи-но Сукунэ прибыл из Идзумо, и ему и Тайма-но Кэхая
немедленно повелели бороться. Эти мужи встали друг напротив
друга. Оба подняли ноги и пнули друг друга. И Номи-но Сукунэ
сломал ударом ребра Кэхая, и еще раз ударил и сломал ему
поясницу. Посему земля Тайма-но Кэхая была захвачена и
целиком отдана Номи-но Сукунэ." Подобные состязания в "Нихонги"
называются тикара-курабэ - "соизмерение сил".
В V-VI веках на основе тикара-курабэ сложилась популярная и
ныне борьба гигантов - сумо, а точнее - его ранний вариант
сумаи. К периоду Нара эта борьба получила широкое
распространение. Именно к этому времени относятся
достоверные сведения о проведении состязаний по сумо.
Техника сумо включала в себя толчки, сбивы, заваливания. Так
например коронный приём, сохранившийся до наших дней
называется " Нодова" - "Петля на шею" и представляет из себя
толчок в шею, хотя в древности наносился удар. Особое
значение имела прежде всего сила. Упор делался на силу.
Борцы стремились путем специальной диеты увеличить
собственный вес и, судя по изображениям, им это удавалось
даже в те далекие, не вполне обеспеченные времена. На
турнирах удары перестали применяться из-за их чрезвычайной
опасности для здоровья, но в реальном бою борцы часто
применяли удары руками и толчковый удар пяткой вперед. Так
как победа в ритуальной схватке присуждалась борцу,
бросившему противника наземь, то борьба в партере не велась
и, соответственно, не изучалась.
Тем не менее , глупо было бы предполагать, что не
существовало систем воинской подготовки. Многочисленные
воинские дружины имели в своём составе профессиональных
мастеров поединка , как правило на мечах и копье, лучников.
Безоружная техника была вспомогательной ибо предполагалось,
что воин должен всегда быть при оружии. Но эти наставники
были просто умелыми воинами и в большинстве своём не вникали
в тайны психологии и стратегии.
Ситуация изменилась в VIII-IX веках. В это время усилились
контакты с материком, и мощный культурный поток вместе с
тысячами переселенцев хлынул из Китая и Кореи в Японию.
Иммигранты привезли с собой свои оригинальные методы боя, в
которых основное место отводилось разнообразным ударам
руками и ногами, болевым приемам на суставы. В этой связи
нужно упомянуть полулегендарную школу Сёсё-рю ("Школа всех
наград"), сообщения о которой то появляются то исчезают в
источниках XII-XIV веков. Создателем сёсё-рю считается
выходец из знатного китайского иммигрантского города,
великий полководец Саканоуэ Тамурамаро, прославившийся
своими победами над айнами. Спецификой этой школы было
развитие исключительной силы руки и сверхзакалка ударных
поверхностей, что, якобы, позволяло пробить стальную
пластину панциря. Источники сообщают,что когда непобедимый
военачальник конца XII века Минамото Ёсицунэ увидел работу
мастера сёсё-рю, то был потрясен до глубины души. Скорее
всего в Сёсё рю имели место шаолиньские жёсткие техники,
доселе не известные в стране Восходящего Солнца.
Тёсуй-рю, созданная Отомо Комаро, изучившим китайское
кулачное искусство у мастера Цзяньчжэня, приехавшего в
Японию в правление императора Кокэна (749-758) также
упоминается в летописях неоднократно.. Позже, в середине XIV
века самурай Урабэ-но Сукунэ Канэсада усовершенствовал ее
технику, добавив приемы китайского наставника Суньжэня Исю.
Канэсада назвал искусство Тёсуй-рю "дакэн-дзюцу" - искусство
кулачных ударов. Техника безоружного поединка Тёсуй-рю легла
в основу Куки Синдэн-рю - одной из самых влиятельных школ
японских бу-дзюцу.
Примерно с X века, параллельно со становлением военного
сословия самураев начала складываться специальная боевая
система борьбы в доспехах - ёрои-кумиути (кумиути, ёрои-гуми,
каттю-гуми). Во многом она походила на сумо - те же толчки и
сваливания. Это легко объяснимо, ведь бойцы в сражениях
носили доспехи, тяжесть которых с успехом заменяла
искусственно нагнанный вес сумоиста. Да и громоздкие,
похожие на коробки панцири мешали брать удобный захват. Тем
не менее техника ёрои-кумути была намного богаче. Здесь не
было условных ограничений как в сумо - вести борьбу только
стоя, ни в коем случаене падать на землю, не применять удары
и оружие. Бойцы были вольны использовать любые приемы и
способы - важен был лишь результат.
Приемы ёрои-кумиути использовались во всех случаях, когда
воин терял оружие - ронял его, ломал и т.п. В битвах X-XIII
веков бой начинался с перестрелки из луков, за которой
следовала встречная атака и противники тут же оказывались на
земле. Меч в такой ситуации использовать было очень сложно -
попросту некогда вынимать из ножен. Поэтому ёрои-кумиути
пользовалось в те дни гораздо большим почетом, чем
фехтование на больших мечах-тати. Зато короткий меч-котати
или кинжал-танто обладали большой популярностью, так как ими
можно было воспользоваться в бою в стиле ёрои-кумиути.
Основу ёрои-кумиути составляли различные борцовские приемы -
захваты, броски, заломы, удушения - позволявшие эффективно
вести бой с вооруженным и одетым в доспехи противником. При
случае воины могли также использовать удары руками и ногами,
но только как вспомогательное оружие - о вражеский доспех
было проще отбить руку или ногу, чем нанести какой-нибудь
вред.
Главным в ёрои-кумиути было правильное использование бедер и
силы конечностей. Достигалось это при помощи специального
обоюдного симметричного захвата, который назывался ёцу-гуми
-"четверное сцепление". В ёцу-гуми оба бойца плотно
обхватывали друг друга, не хватаясь при этом руками за
пластины доспеха. Такой захват помогал воину сохранять
равновесие и мобильность и позволял эффективно
контролировать действия противника.
В любой удобный момент один или оба бойца были готовы
мгновенно обнажить короткий меч или специальный кинжал для
пробивания доспехов, называвшийся ёрои-доси. Ёрои-доси
носили
заткнутым за пояс на правом бедре, выхватывали его обычно
левой рукой. Требовалось замечательное умение, чтобы
контролировать противника одной рукой и поддерживать
равновесие, пока вторая извлекала кинжал из ножен и пыталась
поразить уязвимую, не прикрытую доспехами часть тела
противника. Сделать это в свалке было крайне трудно, так как
требовалось попасть в маленькую щель между пластинами, да
еще под строго определенным углом.
В ёрои-кумиути часто применялись разнообразные броски с
падением, в которых боец стремился использовать вес
собственного тела и тяжесть доспеха, чтобы опрокинуть
противника на землю. После броска он стремился навалиться
всей массой сверху и использовал удержание, чтобы обессилить
врага, а затем прикончить ударом кинжала.
Мастера ёрои-кумиути стремились к максимально эффективному
использованию особенностей конструкции японского доспеха.
Так, при нападении сзади рывком за козырек шлема вверх,
когда задняя пластина упиралась в основание шеи, можно было
легко сломать шейные позвонки. Металлическое кольцо для
крепления колчана на задней пластине панциря применялось в
качестве удобной рукоятки при бросках через бедро.
На протяжении очень долгого времени - примерно с XI по XVI
века - ёрои-кумиути являлось главной формой борьбы без
оружия, но канонизировано оно было довольно поздно - в
XIV-XV веках. Хотя ёрои-кумиути вошло в программу многих
школ бу-дзюцу, за первенство в его канонизации спорят две
школы: Мусо тёкудэн-рю, по преданию основанная еще в XIII
веке легендарным буддийским монахом Икэйбо Тёхэн, и Цуцуми
Ходзан-рю, созданная в XIV века учеником полулегендарного
основателя японских бу-дзюцу дзэнского монаха Дзион Цуцуми -
Ямасиро-но ками Ходзан.
Начиная с середины XVI века японское искусство рукопашного
боя без оружия претерпевает революционные изменения. Это
было предопределено многими факторами. Изменился общий
характер ведения боевых действий. Сражение этого периода -
уже не грандиозный турнир, а столкновение армий, где роль
индивидуального воина отходит на второй план перед
коллективными действиями . Здесь никто не откликается на
вызов на поединок, стальная конная масса попросту давит
воина-одиночку, а стена копейщиков во мгновение ока
превращает его в решето. Нападения сзади, вдесятером на
одного становятся обычным делом. По сравнению с предыдущим
периодом резко возросла численность армий, которые теперь
комплектуются не только из благородных буси, но и из
простолюдинов. Рост количества воинов в сочетании с новой
маневренной тактикой ведут к изменению защитного вооружения,
которое должно стать легче и дешевле. И в XVI веке
появляется облегченный чешуйчатый доспех гусоку работы
знаменитого мастера Мацунага Хисасигэ. Широкое
распространение получает его сокращенная форма когусоку,
состоящая только из грудной пластины, набедренника,
наголенников и наручей, служившая для экипировки полчищ
рядовых солжат-пехотинцев асигару ("легконогие").
В результате всех этих перемен складывается новая система
рукопашного боя в облегченном доспехе когусоку, известная
под названиями когусоку и коси-но мавари ("окружающее
поясницу"). По сравнению с ёрои-кумиути арсенал когусоку был
гораздо шире. Здесь и знакомые нам по дзюдо и айкидо броски
через бедро, спину, плечо; оригинальные перевороты
противника вниз головой с последующим опусканием черепом на
мостовую; разнообразные подсечки; болевые приемы на локоть и
колено, шейные позвонки. В когусоку уже довольно широко
применялись удары, рассчитанные на поражение не прикрытых
доспехом частей тела - почек (круговой удар кулаком в обход
туловища), паха (удар типа "апперкот" под "юбку" доспеха),
колена
(удар ребром стопы) и т.п. Изобретение когусоку
приписывается Такэноути Хисамори, который был силен духом,
но мал ростом и слаб телом, а потому мечтал научиться
побеждать более сильных и рослых противников за счет
ловкости и техники.
Когусоку в тот период не вытеснило ёрои-кумиути, поскольку
самураи высших рангов по-прежнему носили тяжелые доспехи,
способные защитить даже от мушкетной пули. В результате
многие школы бу-дзюцу ввели в свою программу оба этих вида
рукопашного боя. Примером такой системы является известная
школа Ягю Синган-рю, где четко разграничивается уровень
асигару - когусоку, и уровень буси - ёрои-кумиути, а кроме
того имеется еще и дзю-дзюцу - то есть искусство ведения боя
без оружия (или с малыми подручными видами оружия) и без
доспехов, но это уже следующий этап эволюции японской
борьбы.
С окончанием междоусобных войн в начале XVII века в Японии
установился долгожданный мир, и доспехи были навсегда
уложены в сундуки. Это вызвало подлинную революцию в мире
искусства боя без оружия. Все ограничения, связанные с
ведением боя верхом, в доспехах, ушли в прошлое, и взгляду
мастеров борьбы открылись невиданные доселе просторы
бесчисленных интерпретаций.
XVII век стал временем активного осмысления опыта,
накопленного за долгие годы войн. Совершенствовалась техника
борьбы, создавались фундаментальные теоретические работы по
бу-дзюцу. В результате родилась новая, изощренная система
боя голыми руками, получившая имя дзю-дзюцу (известна также
под названиями явара, ва-дзбцу, тай-дзюцу и т.п.).
Это название, буквально обозначающее "искусстов мягкости",
полно глубокого смысла. В основу дзю-дзюцу легла идей
одоления противника - безоружного или вооруженного - при
помощи упругой податливости, а не силы. Мастер дзю-дзюцу
никогда не истощает в борьбе своих сил, а напротив старается
измотать врага, чтобы легче было его победить. Он заставляет
его делать резкие движения и ловко уворачивается от них. Не
ставя жестких блоков, он проворно отступает, в результате
противник, не встретив препятствия и повинуясь закону
инерции, подается вперед. Пропустить силу противника мимо
или перенаправить ее, а когда она истощится, добавить свое
усилие - вот сущность дзю-дзюцу.
Легенды утверждают, что впервые сформулировал принцип мягкой
податливости врач из Нагасаки по имени Акаяма Сиробэи (в
другой версии - Миура Ёсин), который в течении ряда лет
изучал в Китае традиционную медицину. Там он познакомился с
техникой бросков, болевых приемов и ударов системы, которую
он называл хакуда. Вернувшись на родину, он основал частную
школу боевого искусства, где начал преподавание техники
хакуда. Однако монотонность тренировок привела к тому, что
вскоре почти все ученики отвернулись от Акаяма. Через четыре
года после открытия своего доозё врач закрыл его и удалился
в буддийский монастырь для стодневной медитации.
Как рассказывает легенда, однажды ранним морозным утром
Акияма вышел прогуляться в сад. Здесь его внимание привлекла
замечательная картина: накануне выпал обильный снег, и у
многих деревьев были сломаны ветви, только ива (по другим
источникам - вишня-сакура) стояла как ни в чем не бывало -
тяжелые комья снега просто соскальзывали с ее упругих
ветвей. Говорят, Акияма при виде неповрежденных ветвей ивы
пережил озарение. В один миг он понял, что противостоять
силе силой бесполезно и губительно, нужно уклоняться от
атаки, перенаправлять силу и использовать ее себе на пользу.
Этот всеобъемлющий принцип одоления силы мягкостью и
податливостью лег в основу дальнейших исследований мастера,
который вскоре сумел увеличить арсенал своей системы до 300
(по другим данным - до 70) приемов и создать свою
собственную школу, которая после смерти учителя получила
название Ёсин-рю.
Как видим, в этой легенде говорится, что отправной точкой
для исследований Акиямы послужило боевое искусство Китая.
Вообще в XVII-XVIII китайские ушу оказали колоссальное
влияние на развитие дзю-дзюцу. Благодаря им в арсенал
боевого искусства Японии вошли разнообразные удары руками и
ногами, многочисленные варианты болевых и удушающих
захватов.
Немалый вклад в совершенствование дзю-дзюцу внесли китайские
иммигранты. Среди них наиболее известен Чэнь Юаньбин (в
японском произношении - Тин Гэмпин), познакомивший японских
воинов с боевым искусством Шаолиня.
Чэнь Юаньбин родился в 1587 году в провинции Чжэцзян и
получил хорошее образование. В возрасте 27 лет он поступил
на обучение в знаменитый монастырь Шаолинь, где провел 13
месяцев (1615-1616). Когда ему было 35 лет, в 1621 году, он
впервые приехал в Японию, в Киото, в качестве переводчика
при посольстве и зимой того же года поступил на службу к
князю Мори. В 1625 году он поселился на горе Корин-дзан в
уединенной келье ревностного поклонника буддизма Нагатоя
Кюбэй из местечка Адзабу Иикура. На месте этой обители на
следующий год был выстроен монастырь Корин-дзан Кокусё-дз и,
ставший основным "тренерским центром" Чэнь Юаньбина. Его
первыми учениками стали три ронина (бродячих самурая) -
Фукуно Ситироэмон , Исогаи Дзиродзаэмон и Миура Ёдзиэмон, а
также монах Кюэн и члены семьи Нагатоя.Пройдя обучение у
китайского мастера, монахи Кокусё-дзи и семья Нагатоя на
протяжении ряда поколений сохраняли традицию Чэнь Юаньбина в
неизменном виде, прозвав ее "Гэмпин-рю дзю-дзюцу", а ронины
разбрелись по разным провинциям Японии и создали собственные
школы, каждая из которых стала истоком для десятков других,
благодаря чему имя китайского мастера стало широко известно
в среде мастеров бу-дзюцу.
Однако Чэнь Юаньбин не был первым, кто познакомил японцев с
шаолиньским ушу. По свидетельству хроник Шаолиня, начиная с
XIV века в нем периодически обучались японские монахи,
многие из которых активно занимались ушу. Так в 1312-1324
годах в Шаолине жил японец, известный под монашеским именем
Дачжи. Уже через несколько лет после своего прихода в
монастырь он стал одним из ведущих специалистов по кулачному
бою и искусству владения палкой, и добился такого уважения у
китайских собратьев, что был допущен на занятия главного
наставника Шаолиня по ушу мастера Хуэйвэня, который впервые
в истории монастыря передал иностранцу секреты техники боя с
18 каноническими видами оружия.
В мае 1327 года в Шаолинь пришел сын Дачжи, принявший
монашеское имя Дэши. Он должен был провести в монастыре три
года, но монахи, подружившиеся с умным, трудолюбивым и
дружелюбным японцем, упросили настоятеля разрешить Дэши
остаться в монастыре еще на несколько лет, благодаря чему он
получил возможность овладеть "тайными" разделами кулачного
искусства, к изучению которых допускались лишь старшие
монахи.
В 1347-1379 годах в Шаолине обучался японский монах,
известный под китайским монашеским именем Чжаоюань. В
"Хрониках Шаолиньского монастыря" о нем говорится: "Он
искушен в китайском языке и каллиграфии. Сначала он занимал
пост делопроизводителя, а затем - старшего монаха, к тому же
он в совершенстве овладел техникой шаолиньского боевого
искусства".
"Хроники воинских дел" ("Будо дэнрайки") сохранили имена
некоторых мастеров дзю-дзюцу периода междуусобных войн XV—
XVI столетия, таких, как Хито-цубаси Дзёкэн и Сэкигути
Дзюсин. Однако об их
жизни и деятельности почти ничего не известно. Большинство
сведений о мастерах бу-дзюцу заключено в своде "Биографии
основателей школ" ("Дэнсё"), также неполном и малодоступном.
Описания, содержащиеся в "Дэнсё", относятся главным образом
к эпохе Токугава — периоду продолжительного мира, когда
после нескольких веков беспрерывных смут самурай мог наконец
самозабвенно посвятить себя любимым занятиям и вволю
порассуждать на тему о воинских искусствах. Количество школ
дзю-дзюцу при Токугава достигло рекордной цифры — около
семисот.
На общем фоне своей несомненной близости к шаолиньскому
кэмпо выделяется своеобразная школа начала XVII в.,
известная как Коппо ("Наука об укреплении костей"). Суть
системы сводилась к cверхъестественному укреплению
мускулатуры и превращению ее в настоящую броню путем
многолетнего "набивания". Кроме того, специальной диетой и
различными снадобьями достигалось укрепление костной ткани,
которая могла выдержать удар большой силы. Важное значение
придавалось также сосредоточению жизненной энергии (ки).
Коппо, не снискавшая популярности из-за трудностей в
тренировках, прославилась благодаря подвигам отдельных
героев. Самым знаменитым из них был Сасаки Гороэмон из клана
Кисю, который, по преданию, ногой колол булыжники, лбом
пробивал стены и рукой мог срубить молодое деревце.
В XVII-XVIII веках дзю-дзюцу достигло своего расцвета. Новые
школы росли как грибы, и число их достигло рекордной цифры
700. На общем фоне своей мощью, изощренностью и
эффективностью выделялись Араки-рю, Асаяма Итидэн-рю,
Дайто-рю, Ёсин-рю, Итин-рю, Кираку-рю,
Кито-рю, Куки Синдэн-рю, Кусин-рю, Мусо-рю, Рёи Синто-рю,
Сосуйси-рю, Сибукава-рю, Син-но Синдо-рю, Синсин-рю,
Сибукава-рю, Такэноути-рю, Тэнсин Синъё-рю, Ягю Синган-рю.
Дзю Дзютсу благородное искусство
В период междуусобных войн благородное "искусство мягкости "
получило повсеместное распространение на Японских островах.
Многочисленные школы возникали в каждой провинции и в
отличие от школ прошлых столетий совершили качественно новый
шаг вперёд. В "Хрониках воинских дел" ("Будо дэнрайки")
упоминаются мастера Хито-цубаси Дзёкэн и Сэкигути Дзюсин. В
другом документе - "Биографии основателей школ" ("Дэнсё"),
относящемуся к более позднему периоду - эпохе Токугава ,
гораздо больше сведений.Так там описывается более ста школ,
а общее количество школ дзю дзюцу в этот период оценивается
в семьсот.
Многие школы того преиода включали техники работы с оружием
и собственно дзю дзюцу.. Так, из сочетания кэн-дзюцу и
дзю-дзюцу родились школы Араки-рю (основана Араки Матаэмоном
в начале XVII в.), Асаяма итидэн-рю, Мусо-рю, Син-син-рю,
Ёсин-рю, Кураку-рю, Итин-рю Тэндзин синъё-рю
(синтезировавшая традиции Ёсин-рю и Син-но синдо-рю и
прославившаяся такими мастерами, как Минамото-но Масатори и
Янаги Сэкидзай). Самурайский клан Курода вошел в историю
дзю-дзю-цу благодаря заслугам Сасабара Сиродзаэмона,
основателя мощной школы Рёи синто-рю (XVII в.),
конкурировавшей впоследствии с мастерами дзю-до, питомцами
доктора Кано на решающем турнире.
Влиятельная школа Ягю-рю, основанная в конце XVI в. Ягю
Мунэёси, известна всвязи с Ягю Мусэмори, наставником
фехтования при дворе сёгуна Токугава Иэмицу,—того самого,
которому адресовал свои назидания преподобный Такуан.
Куки синдэн-рю - "Божественная традиция семьи Куки" была
основанна Якусимару Курандо Такадзанэ в середине XIV века и
представляет ис себя типичную семейную систему комплексного
рукопашного боя.Она включает в себя кэндзюцу, бодзюцу,
нагинатадзюцу, яридзюцу. дзёдзюцу, кусаригамадзюцу,
сюрикендзюцу и конечно дзюдзюцу - безоружную технику. Куки
Садатака (XVII век) познакомил с учением семейной школы
Окуни Кихэя Сигэнобу из провинции Идзумо, который к тому
времени уже был 29-м патриархом школы Тёсуй-рю, созданной по
преданию Отомо Комаро, изучавшим искусство рукопашного боя у
китайского мастера Цзянь Чжэня, приехавшего в Японию в
правление императрицы Кокэн (749-758), и известной под
названием "Тёсуй-рю дакэн-дзюцу" - "Искусство кулачных
ударов Тёсуй-рю". С Окуни Сигэнобу берет начало "внешняя"
ветвь (в противоположность "внутренней" ветви семьи Куки)
Куки синдэн-рю.
Такаги Ёсин-рю - "Школа возвышающегося сердца семьи Такаги"
- ветвь одной из крупнейших школ японских бу-дзюцу Такаги-рю.
Она включает в себя технику боя шестом, копьем, алебардой,
метание сюрикэнов и дзю-дзюцу. По преданию, основы Такаги-рю
заложил буддийский монах Унрю - "Текущее облако" - из
провинции Рикудзэн, что на севере Хонсю. Произошло это в
1570 году. Унрю передал свое учение некоему Ито Кии-но Ками
Сукэтаде, который положил в основу своей системы технику боя
длинным шестом и разработал приемы с копьем, алебардой,
короткой палкой, мечом и кодати. С начала XVII века эта
традиция стала передаваться в небольшой самурайской семье
Такаги, служившей князьям Сироиси и давшей свое имя этой
школе бу-дзюцу. Большую роль в становлении Такаги-рю сыграл
Такаги Ориуэмон Сигэтоси (1625-1711), который добавил к
имевшейся технике некоторые приемы сумо и разработал систему
борьбы без оружия (тай-дзюцу) из 48 приемов. Такаги Ориуэмон
передал секреты Такаги-рю своему сыну, Такаги Уманосукэ
(1656-?), который начал открытое преподавание Такани-рю как
комплексное бу-дзюцу. Уманосукэ называл свою технику
Такаги-рю тай-дзюцу косино-мавари, или эмоно-дори ("захват
оружия") и больше всего любил работать копьем. При нем
Такаги-рю получила распространение во многих районах Овари.
Со временем Такаги-рю разделилась на 3 ветви. Одна из них,
созданная Иситани Такэои Масадзи, получила название Иситани
Такаги Ёсин-рю. Среди учеников Иситани были Такамацу Ёсиёси
и Иситани Мацутаро. Мацутаро в детстве убежал из дома,
поскольку не вынес тягот тех тренировок, которые заставлял
выполнять его отец, изучил школу Кукисин-рю у Акиямы Ётаро и
позже соединил Такаги Ёсин-рю и Кукисин-рю в единую систему.
Сэкигутирю была создана Сэкигути Ясугоро из Кюсю и основана
на бросках и болевых приёмах. Особой заслугой Сэкигути стало
введение - рандори - учебных поединков, позволивших поднять
уровень подготовки бойцов.В скором времени рандори было
заимствованно и другими школами.
К наиболее часто упоминаемым в хрониках школам можно отнести
- Мидзу Синторю, Синмиорю,Сэйгорю,Арагакирю, Асаяма
Итидэнрю,Киторю, Косинрю, Консинрю, Киракурю, Ёсинрю,Мусорю,
Рёи Синторю, Син но Синдорю, Синсинрю, Такаги Ёсинрю, Катори
Синторю, Тэнсин Синъёрю, Хисагэ Такараямарю, Ягюрю и т.д.
Каждая из школ практиковала как правило технику с оружием и
безоружные техники, отдавая предпочтение тем или иным
аспектам - броскам , заломам, ударам или удушениям. Школы
чаще всего ожесточенно соперничали друг с другом, доказывая
превосходство броска через бедро, подсечки опорной ноги или
удара кулаком в переносицу. Различия между ними заключались
в постановке дыхания, способах аккумуляции ки, базовых
стойках и в преобладании той или иной группы приемов:
бросков с участием корпуса и бедер, бросков при помощи
болевых заломов рук, удушающих захватов или подсечек с
подкатом, рубящих или тычковых ударов. К середине
девятнадцатого века школ дзю дзюцу насчитывалось около
тысячи.
Создание Дзю До
Тот путь, который проделал Дзигоро Кано во многом определил
развитие боевых искусств Японии в двадцатом столетии, ибо по
его стопам позднее пошли М.Уэсиба, Г.Фунакоси и многие
другие мастера. Стремясь сохранить богатейшее наследие
предков, Кано тем не менее понимал о необходимости
реформирования дзю дзюцу , придания ему цивилизованного
имиджа, с сохранением прикладного значения. Однако главным
открытием Кано стало превращение дзю до в популярнейший вид
спорта, ставший в настоящее время поистине интернациональным
и включённый в программы Олимпиад. Название - " дзюдо"
использовалось в школе дзю-дзюцу "Дзикисин-рю" для
обозначения боевого искусства этой школы, делавшего ставку
на приемы, которые не были смертельными. Кано возродил этот
термин, стремясь превратить дзю-дзюцу в "боевой спорт" для
физической тренировки и общего образования молодежи.
Он говорил: "Цель дзю-до - понимание и демонстрация живых
законов движения". Для этой цели Кано Дзигоро отобрал ряд
движений туловища, рук и ног из арсенала дзю-дзюцу, которые
были особенно эффективны в рукопашном бою. Эти приемы
охватывали сферы боя в партере и в стойке, Кано Дзигоро
использовал такие варианты этих техник, которые позволяли
нарушить равновесие противника (кудзуси) и обездвижить его.
Конечной целью была способность нейтрализовать противника,
Так Кано Дзигоро создал систему самозащиты, которая
изучается в сочетании с овладением общими законами движения.
Для изучения необходим партнер. Дальнейшая тренировка
перерастает в обучение свободному поединку (рандори , а
котором противник, или "подчиняющийся" (укэ), бросается на
мат и обездвиживается "бросающим" (тори). Тренировка и
соревнования происходят в дзю-додзё (сокращённо додзё), на
полу, покрытом матами-татами для смягчения падения (укэми).
Как и во всех боевых искусствах, практикующий дзю-до (дзюдо-ка)
стремится досчичь гибкости всего тела и конечностей,
скорости движений тела (таи-са6аки) и совершенного
равновесия посредством управления дыханием и сосредоточения
энергий в Хара (расположенном в нижней части живота центре
равновесия и резервуаре внутренней энергии), а также
посредством тщательного изучения технических приемов своего
искусства. В дзю-до должен царить дух отрешенности и
безмятежности. Ученик должен стараться пребывать в состоянии
постоянной бдительности "хантай", не допуская "мертвых
движений" (бонно). Вооруженный дисциплинированным умом,
спокойный и безмятежный, управляющий своим телом и реакциями
ученик легко сможет повергнуть наземь любого противника.
Дзю-до было создано в токийском буддийском храме Эйхо-дзи в
1882 г. Оно быстро развивалось, и первый черно поясный ранг
был присвоен Кано Дзигоро его ученику Тайре Сиро уже в 1883
г. Когда Кано Дзигоро в 1889 г. отправился в Европу, чтобы
преподавать свою технику, в его додз насчитывалось около 600
учеников. После демонстрации искусства дзюдо, устроенной в
Марселе в том же году, первые додзе были основаны во
Франции, в частности в Париже. Вернувшись в Японию,
Основатель продолжил свою работу и в 1922 г. создал Кодокан,
которому предстояло стать официальным центром движения
дзю-до. С конца девятнадцатого столетия Великобританию
посещали различные инструкторы японского дзю-дзюцу.
(Тогда-то и вошло в обиход искаженное название этого боевого
искусства - "джиу-джитсу"). Затем стало усиливаться влияние
дзю-до. В 1920 г. Кано Дзигоро посетил Лондон и принял
местные сообщества дзю-до и дзюдзюцу в Кодокан в качестве
зарубежных филиалов. К 1956 г, дзюдо стало обязательным
спортом во всех японских школах, и некоторое время японцы
побеждали на всех мировых чемпионатах. Но, в 1961 г.
голландец-гигант Антон Гесинк победил японского чемпиона
Сонэ, и с тех пор стало очевидно, что преимущество находится
на стороне более рослых и тяжелых борцов, Признание этого
факта привело к созданию в дзю-до весовых категорий, как в
боксе. Этот шаг противоречил всей концепции дзю-до,
сформулированной Кано Дзигоро, но в послевоенные годы
западные организации дзю-до стали относиться к дзю-до все
больше и больше как к спортивному единоборству и все меньше
и меньше - как к образу жизни, Это постепенно привело к
идеологическому расколу между спортивно-ориентированными
дзюдо-ка и теми, кто продолжал придерживаться идеалов
Основателя и традиций японских боевых искусств. Подобную
двойственность можно наблюдать, во всех боевых искусствах,
покинувших родные берега и пустивших корни в странах Запада.
Разделение борцов на весовые категории совпало по времени с
Олимпийскими Играми 1964 годав Токио. Это было отчасти и
своевременно, так как японцы меньше всего хотели быть
полностью разгромленными в своей собственной стране. Хотя
Геесинк, а позже его соотечественник Руска доминировали в
категории тяжеловесов, японцы оставались чемпионами в других
категориях на чемпионатах мира. И только в 1969 г. японский
тяжеловес Синомани стал чемпионом, победив Руску в Мексике.
Со времени своего дебюта в качестве олимпийского вида спорта
в 1964 г. дзю-до несколько раз меняло правила и весовые
категории. Мировые чемпионаты начались в 1956 г. и
проводятся каждые два года. Первый Чемпионат Европы по
дзю-до среди мужчин состоялся в 1951 г. (его выиграла
французская команда); среди женщин - в 1982 г. С 1974 г.
проводится также Кубок Европы. Кано Дзигоро всегда был
решительно против всяких публичных состязаний, поскольку он
считал, что дзю-до должно быть личным искусством для
тренировки ума и тела. Сущность дзю-до содержится в клятве,
которую дают ученики при вступлении в Кодокан:
1. Вступив в Кодокан, я не брошу учебу без уважительной
причины. Я не опозорю Додзё.
2. Без разрешения я никому не открою секретов, которым меня
обучили.
3. Сначала как ученик, потом как учитель я всегда буду
следовать законам Додзе.
По мысли Кано Дзигоро, дзюдо - это не столько искусство
самозащиты без оружия, сколько философия, искусство
повседневной жизни. "Изучение общих принципов дзю-до, -
говорил он, - важнее, чем просто занятия дзю дзюцу". |
|
<
НАЗАД В РАЗДЕЛ |
|
|
|