|
|
|
|
●
21 ПРАВИЛО ХОДЗЁ СОУНА / САМУРАЙСКИЕ ЗАПИСИ / У.С. УИЛСОН |
<
НАЗАД В РАЗДЕЛ |
«Будь благороден в речах. По
одному-единственному слову можно судить о том, каков
человек»
Ходзё Нагаудзи (1432-1519)
Ходзё Нагаудзи был известным военачальником конца периода
Муромати. Благодаря удачной женитьбе и политическим интригам
он смог стать полновластным хозяином провинций Суруга, Идзу
и Сагами. Его происхождение остается неясным, но он вполне
мог быть связан с Хэйдзи из Исэ, ибо поначалу носил имя Исэ
Сиккуро. Впоследствии он женил своего сына Удзицуна на
девушке из древней и знатной семьи Ходзё и взял себе эту
фамилию, в первую очередь для престижа, а, может быть, и для
того, чтобы заявить о своих политических целях. Начатая им
линия получила название Го-Ходзё, поздние Ходзё.
Около 1475 г. Ходзё Нагаудзи появился в провинции Суруга и
поступил на службу клану Имагава. Затем он воспользовался
внутренними распрями внутри клана по вопросу о наследнике и
взял управление провинцией в свои руки. В 1491 г. при
похожих обстоятельствах он добавил к своим владениям Идзу, а
в 1495 г., якобы отправившись на оленью охоту, вошел в
провинцию Сагами и взял замок Одавара. Из Одава-ра Нагаудзи
продолжил свое движение на север, он сражался с Уэсуги и
другими соседними кланами и постепенно расширял свои
владения. В Одавара он построил одну из первых в Японии
больших крепостей. Его владения процветали, и самураи из
разных земель стекались к нему. В конце жизни он постригся в
монахи и взял имя Соун.
Ходзё Соун, как и Асакура Тосикагэ, не заслужил особого
почтения со стороны историков. И причина тому —
беспощадность и жестокость, с которыми он увеличивал свои
земли. Современники же восхищались его талантом полководца и
администратора. Желая привлечь в Одавара как можно больше
самураев, он снизил налоги с 1/2 до 2/5 урожая, да и вообще,
в целом заботился о благосостоянии народа.
Двадцать одно правило были написаны вскоре после того, как
Ходзё Соун стал монахом, и являются отражением всего его
жизненного опыта. Правила устанавливают поведение, нормы
жизни простого воина и свидетельствуют о том, что их автор
был хорошо знаком с низами общества. Спектр предлагаемых
советов чрезвычайно широк: от призыва к изучению поэзии,
овладению в совершенстве искусством верховой езды и запрета
на игру в шахматы и го до наставлений, как лучше защищать
дом и поддерживать в нем порядок. Правила пронизаны духом
уверенности в себе, ставшей как следствием свойственной
Ходзё Соуну тщательности во всем, так и отражением его
жизненного пути, на котором он достиг вершин власти.
Двадцать одно правило
Прежде всего верь в божеств и Будду и почитай их.
Утром вставай как можно раньше. Встающий поздно — плохой
слуга. Он — лишь помеха делам господина и своим собственным,
и в конце концов окажется брошенным своим господином.
Никогда не забывай об этом.
Самурай в восемь вечера должен крепко спать. Воры чаще всего
забираются в дом между полуночью и двумя пополуночи. Если
самурай проведет вечер в праздной беседе, между полуночью и
двумя пополуночи он не проснется. И тогда он потеряет
деньги, и ему будет причинен вред. Репутация такого самурая
будет испорчена.
Перед сном погаси огонь и масляные светильники, чтобы они
зря не горели ночью. Вставай в четыре часа утра, совершай
омовение и поклонения, одевайся надлежащим образом, отдавай
приказания жене и слугам и отправляйся на службу прежде
шести. Как гласит древняя пословица, самурай должен ложиться
спать к полуночи и вставать к четырем утра, но это зависит
от человека. Однако, вставать в четыре утра — благо для
любого. Если валяешься в постели до восьми или до десяти, не
успеешь выполнить ни поручения господина, ни свои
собственные дела, и день будет прожит зря.
Перед тем/ как рано утром помыть лицо и руки, проверь
отхожее место, конюшни и подъезд к воротам. Если их следует
вычистить, прикажи слугам сделать это. Только потом умойся
сам.
Не трать понапрасну воду, выплевывая ее после того, как
пополоскал рот. Делай это тихо и не считай, что раз ты в
своем доме, ты можешь громко полоскать горло и плеваться.
Ведь таким образом ты проявляешь неуважение к другим, а
слушать подобные звуки очень неприятно. Помни древние слова:
«Ходи украдкой под небесным сводом».
Считай существующее — существующим, а несуществующее —
несуществующим, и принимай вещи такими, какие они есть. И
тогда ты обретешь защиту и покровительство божеств, даже
если ты не совершаешь молитв.
Поклоняться божествам и Будде — вот правильное поведение для
человека. Можно сказать, что человек обретет согласие с
божествами и Буддой, если сердце его будет прямым и
спокойным, если сам он будет честно и искренне уважать тех,
кто выше его, и проявлять сострадание к тем, кто ниже его,
если он будет считать существующие существующим, а
несуществующее — несуществующим и принимать вещи такими,
какие они есть. И тогда человек обретет защиту и
покровительство божеств, даже если он не совершает молитв.
Но если он не прям и не искренен. Небо покинет его, даже
если он будет молиться каждый день.
Неправильно считать, что ты обязательно должен иметь такие
же хорошие мечи и такую же красивую одежду, как и остальные.
Достаточно стремиться к тому, чтобы не выглядеть неряшливым.
Брать взаймы и гоняться за вещами, накапливать долги — все
это вызовет у других людей лишь презрение.
Даже если ты намереваешься весь день находиться дома из-за
болезни или желая заняться личными делами, не забудь
привести в порядок прическу. Появляться перед людьми
растрепанным и невежливо, и некрасиво. Если человек
позволяет себе пренебрегать такими вещами, его слуги
последуют примеру господина и будут вести себя точно так же.
Кроме того, если тебя вдруг навестит кто-нибудь из твоих
друзей и увидит, что все в доме выглядит как попало, это
вызовет отвращение.
Приходя на аудиенцию к господину, не иди прямо к нему.
Обожди какое-то время в соседней комнате, проверь; как
выглядишь ты сам и твои подчиненные, и только затем
появляйся в зале для приема. Если не будешь поступать так,
твои усилия окажутся напрасными.
Если господин назвал твое имя, то, даже находясь в
отдалении, немедленно ответь: «Да, господин», выдвинься на
коленях вперед и прими почтительное выражение лица. Затем
приготовься ответить и скажи то, что есть. Не умничай. Более
того, решая, как лучше ответить, посоветуйся, в зависимости
от обстоятельств, с тем, кто находчив в речах. Не
проталкивай свое личное мнение.
Не находись рядом с господином, когда кто-то другой
докладывает ему. Лучше отойди в сторону. Если же ты
сплетничаешь или беспричинно смеешься в присутствии
господина, люди высокого ранга будут избегать тебя и даже
равные скорее всего повернутся к тебе спиной.
Пословица гласит: «Даже имея дело со многими людьми, никогда
не вызывай раздоров». Во всем поддерживай других.
Если у тебя появилось свободное время, используй его для
чтения. В крайнем случае, достань из кармана что-нибудь с
написанными иероглифами и читай. Если не вспоминать
иероглифы каждый день утром и вечером, они забываются.
Поэтому не только читай, но и пиши их.
Если проходишь мимо того места, где господин принимает
старших клана, остановись и соверши поклон, оперевшись на
руки. Проявить непочтительность и просто проскользнуть мимо
будет верхом грубости и неприличия. Самурай всегда вежлив.
Никогда не лги, с кем бы ты ни говорил и как бы мало слов ни
произнес. Даже о пустяках следует говорить правду. Если
будешь лгать, это войдет в привычку, и люди покинут тебя.
Запомни: если остальные начнут сомневаться в твоей
честности, ты будешь опозорен на всю жизнь.
Человек, не изучавший искусства поэзии, жалок. Поэтому,
изучай стихи. Будь благороден в речах. По
одному-единственному слову можно судить о том, каков
человек.
Если хочешь иметь хороших друзей, ищи их среди тех, с кем ты
постигаешь Учение и занимаешься каллиграфией. Плохих друзей,
кого следует избегать, ищи среди тех, кто играет в го,
шахматы и на сякухати (Бамбуковая дудочка с пятью
отверстиями). Ты ничего не потеряешь, если не будешь знать
об этих развлечениях. Заниматься ими — значит без пользы
терять свое время.
Добро и зло в человеке зависят от тех, кто его окружает.
Когда трое человек собираются вместе, среди них всегда есть
тот, с кого следует брать пример. Выбери такого человека и
подражай ему. Наблюдая же за порочным человеком, можно
исправить собственные ошибки.
Если после того, как ты вернулся домой, у тебя осталось
время, обойди конюшни и задний двор. Прикажи заделать бреши
в стенах и заборе и засыпать прорытые собаками лазы.
Невежественные служанки и подобные им могут взять солому с
крыши для растопки, ведь они думают только о том, что нужно
сейчас, и не ведают того, что произойдет потом. Запомни, что
так происходит во всем.
На закате запри ворота и открывай их только для того, чтобы
впустить или выпустить кого-нибудь. Если будешь пренебрегать
этим, обязательно накличешь на себя беду.
Перед тем, как лечь спать, проверь светильники на кухне и в
жилых комнатах. Прикажи всем соблюдать осторожность, чтобы
не допустить пожара. Женщины, знатные они или нет, обычно не
думают о таких вещах и разбрасывают повсюду домашнюю утварь
и одежду. Никогда не полагайся на то, что сказал обо всем
другим. Помни, что рассчитывать можно только на себя.
Следует все знать и уметь самому, и только затем можно
поручить исполнение другим.
Едва ли нужно напоминать, что в основе Пути Воина лежат
Учение и боевой дух. Древний закон гласит, что самурай
должен иметь Учение слева, а боевые искусства — справа.
Однако, совершенства едва ли удастся достичь, если не
приготовиться к этому заранее. |
|
<
НАЗАД В РАЗДЕЛ |
|
|
|