|
|
|
|
●
НАДПИСИ НА СТЕНЕ ГОСПОДИНА НАБЭСИМА / САМУРАЙСКИЕ ЗАПИСИ / У.С. УИЛСОН |
<
НАЗАД В РАЗДЕЛ |
«Знатен человек или низок по
происхождению, но если он хотя бы раз не поставил на карту
свою жизнь, у него есть повод устыдиться»
Набэсима Наосигэ (1538-1618)
В 1584 г. при попытке расширить свои владения правитель
Хидзэна был убит в сражении при Си-мабара с армией
могущественного клана Симад-зу. Земли его вскоре попали бы в
руки врагов, если бы не хитрость вассала Набэсима Наосигэ,
сумевшего заставить Симадзу поверить в то, что в случае
нападения они получат сильный отпор. С тех пор Набэсима стал
полновластным правителем земель.
В 1587 г. вновь начались столкновения с Симадзу, а к 1590 г.
Набэсима превратился в фактического дай-мё Хидзэна. У него
не было только титула. В течение последующих десяти лет он
активно участвовал в корейской кампании, сблизился там с
Като Киёмаса, а по возвращении в Хидзэн — и с Токугава Иэясу.
Сына Набэсима Кацусигэ убедили выставить свои войска в битве
при Сэкигахара против Иэясу, но отец быстро отозвал его и
отправил бороться с врагами Иэясу на Кюсю. Так клан был
спасен от уничтожения.
Когда Бакуфу сочло/ что законный наследник Рюдзодзи Масаиэ
не подходит для роли даймё, Набэсима Наосигэ публично и
торжественно принял бразды правления Хидзэном. Сам он не
взял официального титула правителя Хидзэна и тем самым
избежал общественного осуждения и именования гэкокудзё
даймё. Зато этот титул получил его сын. Несколько раз за
свою жизнь Наосигэ находился между жизнью и смертью, но смог
уцелеть и создать прочную базу для дальнейшего существования
клана. Его деятельность отражена в третьей книге Хагакурэ,
утверждающей идеалы самурая (книга была написана Ямамото
Цунэтомо, вассалом внука Наосигэ — Мицусигэ).
Автором Надписей на стене является человек острого ума,
умеющий оценивать ситуацию. В его наставлениях
просматривается скорее житейская мудрость, чем сухие
«домашние законы». Наосигэ предстает в них скорее не ученым
и великим стратегом, а просто человеком, который сумел
выжить в нелегкое время. Надписи на стене просты и
лаконичны, и порой допускают различное толкование. Чтобы
исправить это положение, Исида Иттэй, ученый-конфуцианец
XVII в., написал более пространное изложение этого
сочинения. Наш перевод основывается преимущественно на
непосредственном прочтении текста Наосигэ.
Надписи на стене
УМ — это цветок проницательности. Но есть много примеров,
когда цветы цветут, но не плодоносят.
Искусствами тяжело овладеть в одиночку. Если ты не способен
сам составить правильное суждение, в большинстве случаев ты
причинишь вред самому себе.
Знай о настроениях тех, кто ниже тебя, ибо если ты будешь
сравнивать их мнение со своим, ты достигнешь цели.
Поощряй своих подчиненных и внимай их словам. Ведь хорошо
известно, что золото сокрыто глубоко под землей.
Молитвы потомка должны быть церемониальной службой в память
предков.
Закон — это удел подчиненных. Есть еще и Принцип,
недоступный восприятию разума.
Последствия добрых или злых дел предка зависят от
восприимчивости потомков.
Вера — средство очищения разума, она не должна влиять на умы
других. Молитва — та преграда, что сберегает этот цветок.
В этом мире возвышаются подобно тому, как поднимаются по
лестнице.
Во всех делах в первую очередь думай о человеке.
Жизнь человека предопределена еще с юности. Поступай так,
чтобы твои друзья не утратили доверия к тебе.
Слишком придирчивый человек будет наказан Другими.
К большим делам следует относиться легко.
Во всем надлежит действовать терпеливо.
Книги и летописи теряют нить жизни.
Гадание — дело случая, и полагаться на него было бы ошибкой.
Если дела делаются с неохотой, семь из десяти окончатся
неудачей.
Во время сражения опасайся попасться на уловки врага. Если
можешь оценивать положение, победа будет твоей.
В сражении следует быть жестоким и безрассудным. Но забудь
об этом в повседневной жизни.
Знатен человек или низок по происхождению, но если он хотя
бы раз не поставил на карту свою жизнь, у него есть повод
устыдиться.
Каждый должен на своем опыте познать напряжение всех сил,
как это знают низшие сословия. |
|
<
НАЗАД В РАЗДЕЛ |
|
|
|