|
|
|
|
●
РЮГИ БУ-ДЗЮЦУ |
<
НАЗАД В РАЗДЕЛ |
Первая половина XIV века в
истории японских бу-дзюцу ознаменовалась возникновением
первых школ (рюха, рюги) воинских искусств. Споры о том,
какая школа была создана первой, продолжаются по сей день,
но большинство японских исследователей отдают предпочтение
школе Нэн-рю, созданной дзенским монахом Дзионом и ставшей
истоком для целого ряда крупных рюха бу-дзюцу. После Нэн-рю
школы будзюцу стали плодиться как грибы, и к концу XIX века
их число, по некоторым оценкам, достигло 9000.
Возникновение школ воинских искусств в этот период было
вполне закономерным. В это время в Японии окончательно
утвердилась власть военного сословия самураев во главе с
родом Асикага, представителям которого в войне удалось
сорвать последнюю попытку императорского двора восстановить
свое былое господство. Установление сёгуната как формы
правления самурайского сословия способствовало росту
престижа военного дела и переосознанию его как особого
военного искусства или даже священнодейства.
Раздробленность страны на многочисленные феодальные
княжества, владельцы которых явно и тайно вели непрерывную
борьбу друг против друга, также способствовала выделению из
общего объёма древнего "национального" военного искусства
особых территориально-родовых традиций и превращению их в
отдельные самостоятельные школы, обслуживающие те или иные
феодальные дома.
Сильная конкуренция во всех областях военного дела в
условиях войн, когда военное превосходство было важнейшим
фактором выживания, потребовала от японских самураев
колоссальных мозговых и физических усилий по
совершенствованию собственного мастерства. Приемы боевых
искусств всесторонне анализировались, совершенствовались и
подвергались испытанию на поле боя. Так осуществлялся отбор
наиболее эффективной боевой техники, которую затем
канонизировали и передавали последующим поколениям великие
мастера, вышедшие живыми из сотен смертельных передряг.
Различные условия, в которых возникали школы боевых искусств
- временные, территориальные, подверженность тем или иным
внешним влияниям или приверженность прежним местным и
родовым традициям, ранг мастера-основателя (конный
тяжеловооруженный самурай высокого ранга или
легковооруженный пехотинец-асигару) - привели к тому, что
сложилось большое количество внешне мало похожих школ
будзюцу.
С другой стороны для всех будзюцу, вне зависимости от
конкретного предмета, была характерна потрясающая
целостность. Методы управления большими воинскими
соединениями, фехтование мечом, или любым другим видом
оружия, военный шпионаж и разведка - все они были пронизаны
одними и теми же идеями, принципами, психологическими
установками. Недаром в период средневековья военная
стратегия и фехтование мечом обозначались одним термином "хэйхо"
- "закон войны". |
|
<
НАЗАД В РАЗДЕЛ |
|
|
|