|
|
|
|
●
СУЖДЕНИЯ В 99 СТАТЬЯХ ТАКЭДА НОБУСИРЭ / САМУРАЙСКИЕ ЗАПИСИ / У.С. УИЛСОН |
<
НАЗАД В РАЗДЕЛ |
«Пусть твои воины не поносят
врага. Древняя пословица гласит: "Разбуди пчелу, и она
набросится на тебя с яростью дракона"»
Такэда Нобусигэ (1525-1561)
Такэда Нобусигэ был вторым сыном Такэда Но-бутора. Именно
ему отец хотел передать свои владения, когда восстал Такэда
Сингэн. Говорят, что Нобусигэ заключил союз с Сингэном,
который доверял своему брату. В сражении при Каванакадзима
Уэсуги Кэнсин обошел армию Сингэна, и последний оказался в
опасности. Но Нобусигэ с небольшим отрядом в 300 человек
преградил путь противнику. Сам Нобусигэ получил в этой битве
тяжелое ранение и умер в возрасте 37 лет.
Девяносто девять статей были написаны Нобусигэ в стиле
канбун за три года до смерти и предназначались сыну. Они
являются своеобразным «проявлением большой силы»
образованного воина. Каждое положение подкрепляется
какой-либо цитатой, обычно из китайских классиков. Суждения
лишены внутренней взаимосвязи и охватывают широкий круг тем:
от наставлений в вере в божеств и Будду до предостережения
против ношения тупого меча.
Фрагменты сочинения Нобусигэ также были включены в Коёгункан
как часть духовного наследия Такэда. Мы уже во второй раз
говорим в нашей книге об этом сочинении во-первых потому,
что в период Эдо оно было, пожалуй, самым читаемым
произведением о буси, а во-вторых потому, что в дошедшем до
нашего времени виде оно было отредактировано Обата Кагэнори
(1572-1663), военная школа которого дала многих известных
писателей и философов, в том числе Дайдодзи Юдзана и Ямага
Соко. Сам Обата являлся сыном одного из вассалов Сингэна,
после падения клана Такэда поступивших на службу к То-кугава.
Он изучал военные искусства и вскоре покинул Токугава, чтобы
путешествовать по стране и испытать себя. Обата участвовал и
в сражении при Сэкигахара, и в штурме замка Осака и имел,
таким образом, возможность применять свое воинское
мастерство на практике.
Суждения в девяносто девяти статьях
Никогда не предавай господина. В Беседах и рассуждениях
сказано: «Следуй Дао даже когда торопишься. Следуй Дао даже
в опасности». Далее сказано: «Отдавай всего себя на службе
господину».
На поле брани ни показывай ни малейшего признака трусости. В
У-цзы сказано: «Тот, кто хочет спасти свою жизнь, потеряет
ее. Тот, кто готов отдать свою жизнь, сохранит ее».
Внимательно наблюдай за своими поступками и не позволяй себе
небрежности. В Ши-цзи сказано:
«Если правитель поступает справедливо, его слуги хорошо
исполняют свои обязанности, даже если он не отдает
приказаний. Но если правитель поступает несправедливо, то
даже если он будет отдавать приказания, им не последуют».
Отдавай все свои силы постижению боевых искусств. В Сянь люэ
сказано: «У хорошего полководца нет плохих воинов».
Никогда и ни при каких обстоятельствах не лги. Божественные
прорицания гласят: «Даже если правда не будет вознаграждена
сразу же, в конце концов она найдет милосердие божеств и
Будды». Однако, в сражении разве не следует поступать
сообразно положению? В Сунь-цзы сказано: «Избегай силы
врага, наноси удар там, где он слаб».
Не допускай ни малейшей непочтительности к родителям. В
Беседах и рассуждениях сказано: «Всеми силами служи своим
родителям».
Не относись легкомысленно к братьям. В Истории Поздней Ханъ
сказано: «Братья — это твои правая и левая руки».
Не распространяйся о своих недостатках. В Око сказано: «Как
только человек произносит одно единственное слово, о нем
можно узнать все».
Не позволяй себе быть грубым ни с кем. Тем более вежливым
нужно быть со священнослужителями/ женщинами, детьми, нищими
и стариками. В Ли цзи (Книга законов) сказано: «Вежливый
человек всегда в безопасности, грубый же окажется в беде».
Очень важно неустанно совершенствоваться в боевых
искусствах. В Беседах и рассуждениях сказано: «Изучение
порочного принесет только вред».
Не пренебрегай Учением. В Беседах и рассуждениях сказано:
«УЧИТЬСЯ и не размышлять — значит остаться в темноте.
Размышлять и не учиться — опасно».
Не забывай о том, как следует держать себя. В Беседах и
рассуждениях сказано: «Когда Учитель вошел в храм предков
Чжоу, он спрашивал обо всем».
Не предавайся излишествам и соблюдай меру в удовольствиях. В
Ши-цзи сказано: «Когда пиршество в полном разгаре, наступает
смущение. Когда удовольствие достигает пика, появляется
скорбь». В Цзо-чжу-ань (Комментарий Цзо) сказано: «Сладкая
жизнь подобна отравленному вину». А в Беседах и рассуждениях
говорится: «Почитай добродетель так же, как ты любишь
красивую женщину».
Во всех делах, больших и малых, исполняй волю господина. В
Беседах и рассуждениях» сказано: «Вода принимает форму
сосуда, в котором находится, круглый он или квадратный».
Не проси у господина даров и земель. В Цзо-чжу-ань сказано:
«Вознаграждение без заслуг — это несправедливый дар,
навлекающий бедствие».
Никогда не жалуйся и не распускай слухов. В Беседах и
рассуждениях сказано: «Не будь льстецом, если ты беден, и не
будь высокомерным и надменным, если ты богат».
Не пренебрегай упреками в свою сторону.
Относись к своим вассалам с сочувствием. В Санъ люэ сказано:
«Использовать людей — это подобно тому, как пользуешься
своими руками и ногами».
Если вассал заболел, навести его и прояви беспокойство, даже
если это доставит тебе неудобства. В Чжунь чань сказано:
«Заботься о воинах точно так же, как заботишься о том, чтобы
утолить свою жажду».
Не забывай о подвигах своего слуги. В Сань люэ сказано:
«Если к добру и злу относятся одинаково, достойные слуги
утратят интерес».
Не пренебрегай упреками в свою сторону. Древние говорили:
«Хорошее лекарство горько на вкус, но излечивает от болезни.
Искренние слова неприятны для ушей, но они исправляют
поведение». Кроме того, в Книге истории сказано: «Если
саженец подвязать, дерево вырастет прямым. Если правитель
следует увещеваниям, он станет совершенно мудрым».
Если верные вассалы из-за каких-то непредвиденных
обстоятельств оказались в затруднительном положении,
господин должен помочь им. Древняя пословица гласит: «Если
хочешь прожить в каком-то месте год, посади пять зерен. Если
хочешь прожить десять лет, посади деревья. Если
намереваешься прожить долгую жизнь, поддерживай своих
вассалов».
Не входи и не выходи из дворца через задние ворота. Древняя
пословица гласит: «Отец и сын не сидят в одном ряду, мужчины
и женщины не сидят вместе».
Человек, от которого отвернулись друзья, должен стремиться к
гуманности. В Беседах и рассуждениях сказано: «Не отступай
от Пути гуманности даже тогда, когда принимаешь пищу».
Когда тебя спрашивают о чем-то, не отвечай грубостью. В
Беседах и рассуждениях сказано: «Когда общаешься с друзьями,
разве не должны твои слова быть искренними?»
Не будь ленивым в исполнении повседневных обязанностей. В
Беседах и рассуждениях сказано: «Если после
совершенствования в добродетели у тебя остались силы,
посвяти их учению».
Приходя на службу, первым делом следуй туда, где собрались
твои товарищи, а затем отойди. Человек должен хорошо
понимать, где ему надлежит быть. Древние говорили: «Не
думай, что твои друзья будут относиться к тебе по-прежнему,
если ты не встречаешься с ними три дня. Тем более это
касается благородного мужа».
Как бы ни был ты с кем-нибудь близок, не следует сплетничать
с ним о пустяках. Древние говорили:
«Трижды подумай, прежде чем произнести слово; девять раз
подумай, прежде чем действовать».
Совершенствуйся в дзэнской медитации. Древние говорили: «В
дзэн нет никакой особенной тайны. Дзэн просто разрешает
вопрос о жизни и смерти».
Не говори без всяких оснований людям из других кланов об
ошибках, допущенных в твоем клане. Пословица гласит:
«Хорошие вести не покидают ворот, плохие разносятся на
тысячу миль».
Когда бы ты ни возвращался домой, пошли вперед гонца,
извещающего о твоем прибытии. Если явишься домой неожиданно
и увидишь нерадивых слуг, будешь вынужден упрекнуть их. Если
же начать заниматься всеми пустяками, разве им будет конец?
В Беседах и рассуждениях сказано: «Приговаривать к смерти,
не наставив прежде, что правильно, а что неправильно —
преступление».
Как бы ни был господин несправедлив с человеком, тот не
должен чувствовать обиду. В Сяо-цзин (Канон сыновней
почтительности) сказано: «Как бы ни думал ты, что господин
не вправе занимать свой пост, но слуга обязан исполнять долг
слуги». Также говорят: «Тот, кто охотится на оленя, не
любуется горами». Кроме того, сказано: «Слуга не судит
вышестоящего».
Что касается наказаний слуг: если проступок незначителен,
достаточно ограничиться упреком. За тяжелое же преступление
надлежит приговаривать к смерти. Цзян Ши говорил: «Если
хочешь, чтобы почка не распускалась, остается
воспользоваться топором».
Примечание: Если к смерти приговаривают за незначительные
преступления, то разве люди не утратят присутствия духа? В
Люй-ши чунь-цю (Весны и Осени господина Люя) сказано: «Если
закон слишком суров, его не будут слушать. Если запретов
слишком много, их невозможно осуществить».
Не накладывай на крестьян дополнительных к установленным
ранее повинностей. В Чжунь чанъ сказано: «Если наверху
притеснение, внизу возникает возмущение. Если людей жестоко
угнетают, смертным приговорам не будет конца, и люди
истребят друг друга».
Раздавать награды, большие они или маленькие/ нужно сразу
же. В Сянь люэ сказано: «Награждая за заслуги, не упускай
время».
Использовать людей следует в соответствии с их способностями
и талантами. Древние говорили: «Хороший плотник не выбросит
кусок дерева. Хороший полководец не откажется от воина».
Древние говорили: «Больно слышать гонг, приказывающий
отступать. Радостно слышать гонг, называющий идти вперед».
Всегда содержи в порядке и готовности свои доспехи. Древние
говорили: «Даже башня в девять этажей начинается с
фундамента».
Направляясь к полю битвы, ни на один день не оставайся
позади командующего. Древние говорили:
«Больно слышать гонг, приказывающий отступать. Радостно
слышать гонг, приказывающий идти вперед».
Хорошо ухаживай за своей лошадью. В Беседах и рассуждениях
сказано: «Собаки охраняют человека, лошадь трудится вместо
него. Эти животные служат человеку добрую службу».
Когда встречаешься с врагом, наноси удар в незащищенное
место. Древние говорили: «Тот, кто часто побеждает врага,
делает это не с помощью армии». Еще сказано: «В традициях
нашего клана — бросаться на врага на полном скаку, не давая
ему передохнуть».
Во время сражения не преследуй врага слишком долго. В Сыма
фа (Законы Сыма) сказано: «Преследуя врага, не нарушай
рядов. Ибо тогда внесешь сумятицу в войска, утратишь порядок
в строю и потеряешь людей и лошадей».
Если видишь, что одерживаешь победу, лучше со всеми
имеющимися силами ринуться на врага, не давая ему собраться.
Если враг не разбит полностью, у него есть шанс нанести
встречный удар. В Сань люэ сказано: «Атака подобна порыву
ветра».
Не рассуждай о численности и силе врага перед другими. В
Сань люэ сказано: «Не позволяй своим воинам говорить о
достоинствах врага».
Пусть твои воины не поносят врага. Древняя пословица гласит:
«Разбуди пчелу, и она набросится на тебя с яростью дракона».
Когда приближается битва, будь груб со своими людьми. Они
будут кипеть от гнева и станут сражаться с еще большей
храбростью. В Сыма фа сказано: «Если имеешь дело со слабым и
немощным человеком, обращайся с ним, как с водой. Если же
имеешь дело с сильным и могущественным человеком, обращайся
с ним, как с огнем».
Никогда не показывай собственной слабости, даже в
присутствии любящих тебя родственников и вассалов. В Сань
люэ сказано: «Когда человек теряет мужество, слуги и воины
перестают уважать его».
Не увлекайся обманными маневрами. Древние говорили: «Желая
слишком многого, в конце концов не получишь ничего. Зачем же
далеко уходить от естественного?» Более того, в Беседах и
рассуждениях сказано: «Избыток так же вреден, как и
недостаток».
Если хочешь неожиданно напасть на врага, избегай главных
дорог и ищи маленькие тропинки. И затем атакуй. Древняя
пословица гласит: «Если тебя легко заметить, иди обходными
путями. Если тебя не видно, поднимай всю армию сразу».
Не лучше ли не стремиться к обладанию вещами и притвориться
слепым? В Биянъ-лу сказано: «Даже если тебе что-то
понравилось, лучше обойтись без этого».
Не сражайся за все подряд. В Беседах и рассуждениях сказано:
«Благородный муж не вступает в соперничество. Если он
сделает так, чем же это отличается от состязаний в стрельбе
из лука?»
Умей хорошо различать добро и зло. В Сань люэ сказано: «Если
на один добрый поступок не обратят внимания, все перестанут
совершать добро. Если один злой поступок похвалят, все
вернутся ко злу».
Когда в лагерь привезли провиант, распредели его поровну
между всеми. В Сань люэ сказано: «Когда одному великому
полководцу прошлого прислали в дар вино, он приказал вылить
его в реку. Потом, стоя ниже по течению, он пил вместе со
всеми воинами».
Не совершая усилий, будет сложно возвыситься в этом мире. В
Лао-цзы сказано: «Даже путь в тысячу ли начинается с первого
шага».
Как бы ни были убедительны твои доводы, не настаивай на
своем перед тем, кто выше тебя. Пословица гласит: «Если
говоришь много слов, понесешь урон».
Не теряй себя из-за одной ошибки. Главное — не утратить
впоследствии присутствия духа. В Беседах и рассуждениях
сказано: «Совершив ошибку, не бойся исправить ее». Далее
говорится: «Совершить ошибку и не исправить ее — вот
подлинная ошибка».
Не относись презрительно к старшим, независимо от их
положения. В Беседах и рассуждениях сказано:
«Почитай старших, как если бы они были твоими родителями».
Не имей дела с порочными людьми. В Ши-цзи сказано: «Если не
знаешь, каков человек, узнай, кто его друзья». Еще
говорится: «Не следует сближаться только с высшими, или
только с низшими. Певчая птица, порхающая с цветка на
цветок, источает аромат, не знакомясь с ними».
Не сомневайся в людях без конца. В Синь люэ сказано:
«Медлительность — это настоящее бедствие для армии».
Не осуждай ошибки других. Древняя мудрость гласит: «Давай
другим то, что нравится тебе самому».
Не таи в сердце злобу. В Чжунь чань сказано:
«Если злобный человек занимает пост командующего, все его
воины до последнего человека передерутся между собой».
Когда тебе приказывает явиться господин, не медли ни
секунды. В Беседах и рассуждениях сказано: «Когда Учителя
вызывал правитель, он выходил из дома не дожидаясь, когда
подадут повозку».
Никогда не выдавай секреты другим, касаются ли они военных
дел или чего-то еще. В Книге Перемен сказано: «Если не
хранить тайну, навлечешь на себя беду». А в Ши-цзи
говорится: «Дела свершаются бла годаря секретности.
Просочившиеся же наружу слова ничего не стоят».
Почитай божеств и Будду. Сказано: «Если следуешь природе
Будды, обретешь новые силы. Тот же, кто побеждает других с
помощью зла, в конце концов получит то, что заслуживает».
Если армия твоего союзника на грани поражения, ударь с
десятикратной силой. В Гу-лян чжуань сказано:
«Тот, кто умело выбирает стратегию, не сражается. Тот, кто
отважно сражается, не погибает».
Всегда держи меч острым, и никогда не носи хоть чуть-чуть
затупленный. Сказано: «Тупой меч не разрубит кости».
Никогда не говори перед другими ни о еде, ни о торговле.
Древняя мудрость гласит: «Металл проверяется огнем. Человек
проверяется тем, что он говорит».
Даже если ты с кем-нибудь очень близок, хорошо подумай,
прежде чем обратиться к нему с просьбой. Древние говорили:
«Жаждущий еще одной чаши вина потеряет полную лодку рыбы».
Не осуждай беспричинно человека в присутствии других. В
Чжанъ-го цэ (Планы Сражающихся Царств) сказано: «Восхваляй
достоинства другого человека, но не говори о его
недостатках».
Даже если враг многочисленен, атакуй его, если он пренебрег
обороной. Кроме того, тщательно все взвесь прежде, чем
напасть на хорошо укрепленного врага, даже если он
малочисленен. В Сунь-цзы сказано:
«Не атакуй внушительный лагерь врага и не пытайся захватить
его флаг при хорошо организованной атаке. Если хочешь
одолеть такого противника, вспомни о змее с горы Чаншань.
Когда ее ударяют по голове, она выставляет вперед хвост, а
когда ударяют по хвосту, она выставляет вперед голову. Если
же нанести удар посередине, впереди окажутся и хвост, и
голова. Вот как следует нападать на такого врага».
Не делай никаких дел с неохотой и апатией. Мэн-цзы говорил:
«Каждый, если он искренен и настойчив, может стать Шунем».
Все вышесказанное не следует беспечно передавать другим.
Считайте это моим прощальным словом к вам. Пять, помноженное
на два, даст десять, а пять, сложенное с двумя, даст семь.
Эта тайная устная традиция дома Сингэна.
Эйроку ганнэн (1558) Апрель Главам клана Такэда Самасукэ
Нобусигэ |
|
<
НАЗАД В РАЗДЕЛ |
|
|
|